Коррекция звукопроизношения — этапы.

Этапы работы при коррекции звукопроизношения.

   Во многие методы коррекционного воздействия логопедической работы входит как составная часть развитие фонематического слуха на самых первых этапах.  Несформированность фонематического слуха у детей негативно влияет на формирование звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха проводится в несколько этапов:

Первый этап — узнавание неречевых звуков.  

   Игра «Угадай, что звучало». Послушайте внимательно с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

   Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

   Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий этап — различение сходных по звучанию слов.

   Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Четвертый этап — различение слогов.

   Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

   Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап — различение звуков.

   Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Речевое дыхание

   Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

   Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

   Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Артикуляционная гимнастика

   Начальным этапом для коррекции звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Она необходима для формирования недостающих движений органов артикуляции (щек, губ, языка, мягкого нёба) и позволяет регулировать их мышечный тонус. Для каждой группы звуков (свистящих, шипящих, соноров) подготовлен соответствующий комплекс упражнений.

Постановка и автоматизация звуков

   Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

   Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений. После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад.

Автоматизация звуков

   После формирования правильного артикуляционного уклада звука, вырабатываемого в процессе выполнения артикуляционных упражнений и приёмов постановки звуков (выполняется логопедом на индивидуальных занятиях), проводится его автоматизация в различных фонетических условиях. Автоматизацию вновь сформированного звука рекомендуется начинать со структуры слогов, затем в словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, скороговорках, стихах, рассказах и заканчивается автоматизация правильным произношением звука в самостоятельной, повседневной речи ребёнка.

   Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

   Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ними. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, т. е. дифференциации. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

   При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *